Регулировка схода-развала (развала-схождения)
Регулировка схода-развала (или развала-схождения) – это одна из самых частых процедур в рамках технического обслуживания автомобилей. Она необходима для установки колес под оптимальным углом, чтобы вся конструкция функционировала максимально эффективно и при этом изнашивалась как можно медленней. Здесь необходимо пояснить четыре основополагающих термина.
Центральное понятие – угол установки колес (УУК). Он определяется относительно вертикальных и горизонтальных осей и плоскостей, мысленно проводимых через колесо. Для каждой марки и даже модели авто УУК рассчитывается отдельно на стадии проектирования. При этом учитывают массу машины, ее размеры, пространственную и инженерную конфигурацию, технические параметры. Угол установки описывают и корректируют через три параметра: развал, схождение и кастор.
Что такое развал, схождение и кастор
Развал – это угол между плоскостью, в которой вращается колесо, и вертикальной прямой, идущей через его центр. Различаются три принципиальных разновидности развала:
- положительный – колеса более или менее вывернуты наружу, от центральной оси машины; повышает устойчивость авто, у грузовиков быстро переходит в нулевой, но плох на поворотах;
- нулевой – колеса расположены строго вертикально, на одном уровне с плоскостью кузова; это оптимальной в большинстве случаев вариант, которого стремятся достичь при регулировке;
- отрицательный – колеса более или менее подвернуты внутрь, к центральной оси машины; с ним легче даются даже крутые повороты, но при этом быстро изнашивается протектор.
Схождение – это угол между плоскостью вращения колес и направлением движения автомобиля. Проще говоря, параллельны ли колеса друг другу, если смотреть на них сверху. Аналогично развалу, различают три принципиальных варианта схождения (схода) колес автомобиля:
- Положительный – колеса более или менее повернуты друг к другу, к центральной оси авто. При нем авто стабильно на высоких скоростях, но при развороте может уйти с траектории.
- Нулевой – колеса строго параллельны друг другу, направлению движения и центральной оси. Идеален при движении на средних скоростях по прямой линии и по ровной дороге.
- Отрицательный – колеса более или менее развернуты друг от друга, от центральной оси авто. Машина легче и точнее разворачивается, но при движении виляет вправо-влево.
Менее известно понятие кастора (кастера) – это угол между вертикальной плоскостью и осью, вокруг которой поворачивается колесо. Различают также три принципиальных типа кастора:
- положительный – ось поворота колеса наклонена назад, к центральной оси автомобиля;
- нулевой – ось поворота колеса совпадает с плоскостью, проходящей через центр колеса;
- отрицательный – ось поворота колеса отклонена вперед, от центральной оси автомобиля.
В отличие от развала и схождения, в большинстве моделей конструктивно не предусмотрена возможность регулировки кастора, поэтому на стенде в сервисных центрах этот параметр не корректируют. Чаще всего машины имеют положительный кастор, потому что он способствует самостоятельному выравниванию колес в процессе движения.
Регулировка схода-развала: этапы и эффекты
Регулировка схода-развала необходима для нормальной работы автомобиля. Без этой процедуры со временем нормальное расположение колес нарушается, что проявляется в рысканье (вилянии вправо-влево), особенно при разгонах и поворотах, нестабильной езде при смене дорожного покрытия или на мокрой, скользкой дороге. Также машине трудно войти в поворот, а при езде по прямой ее может заносить в сторону, так что приходится постоянно выруливать.
Каждый из перечисленных признаков – весомый повод сделать развал-схождение. Кроме того, процедура необходима после ДТП, наездов и ремонтов, особенно связанных с ходовой частью. Если ничего подобного не случалось, проводить процедуру нужно планово и регулярно, через каждые 20 000 км пробега, потому что за это время происходит естественный износ механизмов, что может изменить УУК. В нашем автосервисе корректировка схода-развала включает четыре этапа:
- Подготовка. Для оценки и настройки правильного угла наклона колес нужно, прежде всего, проверить состояние ходовой части автомобиля. В частности, свободный ход рулевого колеса, состояние пружин подвески и сайлентблоков, колесные диски, рулевые наконечники и т. д. Важно, чтобы все механизмы не имели повреждений и были надежды зафиксированы.
- Диагностика. Устанавливать угол нужно не на глаз, как это возможно при самостоятельной кустарной регулировке, а по фактическим данным: как сейчас расположены колеса, и сами по себе, и друг относительно друга. Для этого мы используем компьютерное оборудование, составляющее карту машины и сравнивающее ее с нормативными данными по этой модели.
- Регулировка. Зная, какой угол должен быть у каждого колеса, мастер соответствующим образом фиксирует его в ходовой части. И отрицательные, и положительные сходы и развалы подразумевают минимальные отклонения от прямой оси (нормали). Корректировка очень тонкая – буквально несколько градусов, а иногда даже минут (одна шестидесятая градуса).
- Проверка. После того как непосредственный монтаж колес с нужным углом наклона выполнен, следует снова проверить машину на стенде. Нужно добиваться, чтобы опытные значения совпали с нормативными, рассчитанными инженерами для данной модели авто. Возможно, придется скорректировать регулировку, а затем снова проверить ее на стенде.
Несмотря на сложное описание, работа со сходом-развалом занимает немного времени – от получаса до часа, в среднем – минут сорок. При применении компьютерных стендов с трехмерным моделированием продолжительность сокращается до 20-30 минут. При этом в заявленную цену входят все этапы: мы сделаем подготовку, диагностику, настройку и проверку развала-схождения.
Оборудование для регулировки схода-развала
Чтобы профессионально сделать регулировку развала-схождения колес, необходим специальный стенд. Он представляет собой инструментально-программный комплекс, состоящий из компьютера со специализированным софтом и подключенных к нему измерительных приборов, которые крепят на колеса машины. По принципу действия и особенностям устройства различают три типа стендов:
- Оптические. Исторические это первые системы диагностики схода-развала, максимально простые в устройстве, но и наименее точные по сравнению с другими установками. В основе – трубки со световыми лучами, проецируемыми на измерительную плоскость. Угол наклона колес определяют по положению этих проекций. Пик популярности был лет тридцать назад, в настоящее время конструкции практически не используются, в том числе нашим сервисом.
- Лазерные. Усовершенствованная разновидность оптических систем, в которых вместо светового луча применяется лазерный. Его направляют на измерительную плоскость, а затем он возвращается обратно. Смысл в том, что при нулевом развале или схождении луч вернется в ту же точку, из которой был направлен. Конструкции недороги, но не очень точны и сложны в использовании, поэтому сейчас сдают позиции. Наш сервис ими не пользуется.
- Компьютерные. На сегодня это наиболее точные, эффективные и совершенные системы. В работе нашего автосервиса применяются именно они. Это и есть тот самый инструментально-программный комплекс: с помощью датчиков и измерительных приборов компьютер получает информацию о состоянии машины и строит ее модель. Визуализация модели для диагностики и регулировки не обязательна, но программа может построить ее на мониторе.
Компьютерные стенды – это целый класс профессионального оборудования для диагностики и регулирования развала и схождения. Его высокая точность обеспечивается не только качественным измерением, но и цифровой базой, в которой хранятся данные о десятках тысяч моделей машин. Программа сопоставляет экспериментально полученные данные с нормативными значениями и выдает рекомендации по их сближению. Мы используем три варианта компьютерных стендов:
- Кордовые. Это простейший вариант: на колесах крепятся датчики, соединенными кордами – тонкими тросами. Они необходимы, чтобы программа могла оценить не только состояние каждого колеса в отдельности, но и их взаимное расположение в трехмерном пространстве.
- Инфракрасные. Более сложный, точный и дорогой вариант. Датчики и корды заменяются в нем инфракрасными излучателями. Прибор посылает ИК-луч и фиксирует точку, где он преломился. По совокупности точек программа выстраивает карту расположения колес.
- Трехмерные. Наиболее точные, но и самые дорогие конструкции. Первичные данные они получают с помощью камер и фотоэлементов. Электронный блок совмещает отдельные сведения и выстраивает полноценную трехмерную карту не только колес, но и кузова.
Стенды обеспечивают высокую точность не только самой регулировки, но и диагностики развала-схождения, причем цены на процедуру порядка нескольких тысяч рублей. Самостоятельно сделать сход-развал можно, но очевидно, что качество, точность и эффективность будут сильно уступать профессиональной отладке. Причем снижать стоимость уже особо и некуда.
Регулировка схода-развала в салонах «Евроавто»
Наш сервис выполняет регулировку развала-схождения легковых и грузовых автомобилей в Москве. В столице работают два наших фирменных салона. Один расположен в районе Отрадное в Северно-Восточном округе, другой – в Ховрино Северного административного округа. Также можно приехать в сервисный центр в Химках. По всем адресам вы сможете:
- отрегулировать легковые авто почти 30 марок, в том числе западных и восточноазиатских;
- получить обслуживание по полной процедуре, с соблюдением всех правил и операций;
- отрегулировать грузовые автомобили порядка 40 торговых марок из разных стран мира;
- при необходимости найти запчасти, выбрав из тысяч новых или бывших в употреблении;
- быстро и точно найти нужную деталь по ее номеру или автомобильному VIN-коду.
Если вы находитесь в Москве, и вам необходимо проверить развал-схождение колес, заполните короткую онлайн-форму. В ней нужно будет выбрать станцию технического обслуживания, а также дату и время, когда вам удобно будет приехать. Укажите ваши контакты и имя, при необходимости напишите примечания и комментарии. Или закажите обратный звонок.
Присоединяйтесь к команде ЕвроАвто и откройте франшизу
Узнать подробнееСвежие статьи в нашем блоге

Давайте узнаем, насколько комфортно проходит процедура замены лобового стекла.
01.06.2023

Решетка является защитным элементом. Есть ли подводные камни?
01.06.2023

Как эффективно развивать автосервис и занять свое место “под солнцем”?
01.06.2023
YouTube
А пока автомобиль проходит проверку, посмотрите интересные видео о ремонте автомобилей на СТО ЕвроАвто Youtube